Новости

05.10.2017   О деятельности отраслевой рабочей группы по виду «Строительство» по сокращению недоимок в бюджет области за 9 месяцев 2017 года

В соответствии распоряжением Правительства Кировской области от 04.03.2016 № 45 отраслевая рабочая группа по виду деятельности   ›››

05.09.2017   Комиссия РСПП заявила о неготовности ГИС ЖКХ к работе по всей России

Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по ЖКХ попросила зампредседателя правительства Дмитрия Козака вернуться к   ›››

25.08.2017   «Ведомости»: Минстрой и Сбербанк планируют привлечь инвестиции в коммунальную инфраструктуру регионов

«Ведомости»: Минстрой и Сбербанк планируют привлечь инвестиции в коммунальную инфраструктуру регионов Минстрой вместе со Сбербанком   ›››

15.08.2017   В Кузбассе управляющие компании завышали тарифы ЖКХ

Жители Киселевска пожаловались в областную жилищную инспекцию на резко возросшие тарифы ЖКХ. В ходе проверки выяснилось, что протяжении нескольких   ›››

07.08.2017   Главу УК в Нижнем Тагиле будут судить за причинение ущерба энергокомпаниям

В Ленинский райсуд Нижнего Тагила (Свердловская область) направлено дело в отношении директора компании ЖКХ Юрия Лямова, обвиняемого в причинении   ›››

Все новости >>>

Политика конфиденциальности

Главная страница ››  ›› Развитие открытой конкуренции - одно из средств преобразований в жилищной и коммунальной сферах.

Сферу ЖКХ преобразит конкуренция

16.08.11

Развитие открытой конкуренции одно из средств преобразований в жилищной и коммунальной сферах

 

 

Оценка современного состояния дел в сфере управления жилищным и коммунальным комплексами городов и районов России и выработка необходимых мер развития со стороны публичных органов власти (государства, местного самоуправления), предпринимательского сообщества, жилищного и общественного самоуправления, требует нового осмысления понятий и признаков некогда единой отрасли народного хозяйства - ЖКХ.

 

 

 

Институциональные изменения федерального законодательства (принятие Жилищного и Земельного кодексов РФ, поправок в Гражданский и Градостроительный кодексы РФ, в том числе вводящих институт саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности), изменения количественных соотношений в структуре жилищной и коммунальной собственности, а также реформирование системы управления жилищной и коммунальной сферами привели к возникновению новых правовых и экономических форм отношений между их субъектами.

 

Из одной отрасли ЖКХ фактически выделились 2 сферы деятельности.

 

Жилищное хозяйство - сфера городского хозяйства, обеспечивающая содержание в надлежащем состоянии, функционирование и гарантированное воспроизводство жилищного фонда - совокупности жилых и вспомогательных помещений и технических устройств объектов недвижимости жилого назначения. Главным заинтересованным субъектом жилищного хозяйства является организованный или неорганизованный собственник, а основным институтом развития - жилищное самоуправление во взаимодействии с управляющими организациями и публичными органами власти.

 

Коммунальное хозяйство - сфера городского хозяйства, обеспечивающая функционирование и воспроизводство объектов коммунальной инфраструктуры - совокупности зданий, технических сооружений и коммуникаций в целях гарантированного производства и доставки (отведения) коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) на объектах недвижимости жилого и нежилого назначения. Коммунальное хозяйство вовлекает в сферу своих интересов большее число субъектов правовых и рыночных отношений:

 

- органы публичной (государственной и муниципальной) власти (через региональные энергетические комиссии, субсидии и дотации, систему размещения заказа);

 

- производители коммунальных ресурсов (как правило, монополии, занимающие доминирующее положение на региональных рынках товаров);

 

- территориальные организации-транзитеры коммунальных ресурсов, в т. ч. управляющие организации;

 

- потребители коммунальных ресурсов - физические и юридические лица.

 

Данные различия формируют базовые территориальные сферы интересов и на их основе - группы предприятий, обладающие характерными признаками и по-особому влияющие на развитие системы правоотношений и функционирование жилищной и коммунальной отраслей.

 

В зависимости от конкретных территориальных условий, формирующих отношения между участвующими субъектами, на них влияет множество факторов:

 

- уровень понимания проблем и компетентности представителей публичной власти, отраслевых предприятий и жилищного самоуправления;

 

- фактическое техническое состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры;

 

- уровень общей и производственной культуры жителей региона;

 

- активность гражданского общества и территориального общественного самоуправления;

 

- состояние и количество коммунальных предприятий и степень развития конкурентной среды;

 

- состоятельность бюджета муниципального образования;

 

- реальное положение дел в жилищной и коммунальной отраслях муниципальных образований.

 

Схематично хозяйствующие субъекты в новой системе взаимоотношений в жилищной и коммунальной отраслях можно объединить в 3 группы:

 

1. Управляющие организации объектами недвижимости.

 

Они обеспечивают эксплуатационную безопасность зданий, выполняют работы и оказывают услуги непосредственно на объектах недвижимости. В подавляющем большинстве действуют в форме ГУП, МУП либо преобразованы в коммерческие организации при сохранении государственного (муниципального) капитала и доминирующего положения на рынках управления.

 

Конкурентные особенности:

 

- имеют 100-процентный государственный капитал или меньший, но сохраняют доминирующее положение на рынке управления объектами недвижимости;

 

- фактический доступ к рынку управления получают без участия в конкурсных процедурах при явном использовании административного ресурса;

 

- являются преимущественно средними;

 

- работают в условиях отсутствия мониторинга объективного состояния качества и количества предоставляемых услуг, отчетности перед потребителями и, как следствие, не имеют мотивации к их улучшению и внедрению энергосберегающих мероприятий;

 

- кадровый состав (в том числе административно-управленческий) не имеет высокой квалификации и мотиваций к ее повышению;

 

- используют возможности городских бюджетных дотаций и субвенций на содержание и ремонт общего имущества жилых домов вне зависимости от результатов своей деятельности;

 

- отсутствие прозрачности в деятельности управляющих организаций по составу, стоимости и количеству предоставляемых жилищных и коммунальных услуг;

 

- через аффилированные отношения с администрациями публичной власти и доминирующее положение на рынке обладают облегченным доступом к кредитным ресурсам и внебюджетным источникам.

 

2. Региональные коммунальные предприятия.

 

Вне зависимости от организационно-правовых форм обеспечивают производство, доставку электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа, отведение отходов, канализации до (от) установленных границ объекта недвижимости.

 

Конкурентные особенности:

 

- сохранение основных активов в муниципальной собственности или в собственности крупных монополий, неизменно предполагающие высокую зависимость публичной власти при принятии административных решений;

 

- фактический доступ к рынку имеют без участия в конкурсных процедурах, успех деятельности предприятий в основном зависит от устанавливаемых РЭК тарифов, экономическая обоснованность которых не подвергается общественно-экспертной оценке;

 

- являются преимущественно крупными, редко - средними;

 

- сохраняют устойчивое доминирующее положение на рынке в отношениях с управляющими организациями объектами недвижимости, другими юридическими и физическими лицами;

 

- отсутствие прозрачности деятельности предприятий - публичными оценками факторов влияния прибылей, бонусов менеджеров, объемов «инвестиционной составляющей», дебиторской и кредиторской задолженности, непрофильных активов на образование тарифов;

 

- через сохранение монопольного положения на рынках производства и доставки (отведения) коммунальных ресурсов обладают облегченным доступом к кредитным ресурсам и бюджетным субсидиям.

 

3. Подрядные организации жилищного и коммунального хозяйства.

 

Выполняют работы и оказывают услуги как для управляющих организаций объектами недвижимости, так и для городских коммунальных предприятий. К ним относятся ремонтно-строительные организации, обслуживающие и ремонтирующие сети, клининговые, мусоровывозящие, аутсорсинговые, в т. ч. осуществляющие раздельный сбор ТБО, осуществляющие благоустройство дворовых и районных территорий, ремонт и обслуживание дорог, оказывающие отдельные услуги и выполняющие работы для управляющих и коммунальных предприятий, а также напрямую - для объектов управления и жителей, инновационные и энергосберегающие предприятия в городском хозяйстве.

 

Конкурентные особенности:

 

- обладают на 100 процентов частной собственностью;

 

- доступ на рынок получают только через участие в государственных (муниципальных) конкурсных процедурах или в сегменте частных заказов;

 

- в подавляющем большинстве являются малыми, редко - средними;

 

- имеют крайне ограниченные возможности пользования финансовыми ресурсами, в том числе бюджетными и внебюджетными - для обеспечения конкурсных заявок, предоставления банковских гарантий по государственным контрактам, для выполнения заказов, в развитие собственной производственной базы или для воспроизводства объектов управления по контракту заказчика;

 

- имеют прямую заинтересованность в постоянном улучшении качества выполняемых работ и оказываемых услуг, мотивацию к инновациям и диверсификации видов предпринимательской деятельности, к максимально эффективному освоению бюджетных средств, к повышению квалификации и внедрению систем оценок качества, модернизации основных средств, к внедрению энергосберегающих технологий, к получению других конкурентных преимуществ;

 

- из-за отсутствия источников административного содействия обладают высокой мобильностью;

 

- составляют прямую (неявную) конкуренцию отраслевой деятельности управляющих

1-й группы и коммунальных предприятий 2-й группы в связи с предлагаемыми модернизационными решениями, напрямую влияющими на сокращение расходов, объемов платежей потребителей и бюджетных дотаций;

 

- обладают высокой сравнительной открытостью деятельности в связи с постоянными проверками со стороны заказчиков - потребителей работ и услуг и контролирующих органов.

 

Таким образом, при современном состоянии региональных рынков управления объектами недвижимости и коммунальной инфраструктуры в развитии конкурентных отношений в классическом виде участвуют только предприятия 3-й группы. Организации 1-й и 2-й групп являются квазиконкурентными.

 

В этой связи, с целью исправления ситуации и создания благоприятных условий для развития жилищного и коммунального рынков и устранения факторов доминирующего положения на данных рынках товаров и услуг, контрольные компетенции соответствующих органов публичной власти по развитию конкуренции объективно должны быть сосредоточены в сфере деятельности предприятий 1-й и 2-й групп. А мероприятия по предоставлению различных видов поддержки, в том числе материальной, направлены предприятиям 3-й группы.

 

Большую роль в повышении конкуренции в жилищной и коммунальной сфере должен сыграть институт саморегулирования предпринимательской деятельности.

 

Саморегулируемые организации, разрабатывая стандарты, правила и процедуры в специализированном сегменте городского хозяйства, способны сформировать качественно иные взаимоотношения, поведенческие алгоритмы и ответственность, прежде всего - перед потребителями товаров, работ и услуг.

 

Но все-таки основными субъектами отношений в жилищной и коммунальной сферах являются заказчики товаров, работ и услуг - собственники и поставщики товаров, работ или услуг - предприятия коммунальной сферы и управляющие компании. Органы публичной власти выступают в этих взаимоотношениях в качестве территориального арбитра, гармонизирующего систему правовых и рыночных отношений между заказчиком и поставщиком.

 

Формами арбитража публичного органа власти могут быть:

 

- участие в утверждении стандартов, правил и процедур деятельности отраслевых СРО и контроль их исполнения в соответствии со своей компетенцией;

 

- создание равных конкурентных условий при размещении государственного (муниципального) заказа и обеспечение равенства сторон при заключении договоров, в том числе управления объектами недвижимости или договоров ресурсоснабжения;

 

- содействие разработкам методических рекомендаций для жилищных объединений по проведению ими процедур размещения заказов на оказание услуг и выполнение работ, контролю качества исполнения работ;

 

- разработка целевых программ модернизации и реновации жилищного и коммунального хозяйства, развития жилищного самоуправления и отраслевого регионального предпринимательства с разработкой мотивационных и стимулирующих экономических и социальных механизмов;

 

- согласование экономически обоснованных (в рамках своих компетенций) тарифов;

 

- устранение условий, формирующих природу конфликта интересов и доминирующего положения хозяйствующих субъектов на отраслевых рынках, административно-организационными мерами;

 

- участие в разработках и внедрении в жилищной и коммунальной сферах финансовых и инвестиционных механизмов реновации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры;

 

- разработка и софинансирование образовательных, просветительских, информационно-пропагандистских, соревновательных и конкурсных муниципальных программ;

 

- организационно-методическая поддержка при вступлении малых и средних предприятий жилищной и коммунальной сферы в отраслевые саморегулируемые организации;

 

- реализация программ поддержки систем сертификации и оценки качества, квалификационных аудитов физических и юридических лиц для малых и средних предприятий коммунального хозяйства и жилищной сферы;

 

- дополнительное стимулирование отраслевого инновационного предпринимательства, внедряющего новые технологии и продукцию в сфере жилищного и коммунального хозяйства.

 

Важнейшей задачей в жилищной и коммунальной сфере является разработка эффективных механизмов инвестиционно-финансового обеспечения мероприятий с целью гарантированного воспроизводства объектов недвижимости и коммунальной инфраструктуры. В процессе ее решения готовность к ведению квалифицированного и компетентного диалога основных заинтересованных сторон - жилищных и предпринимательских ассоциаций с участием публичных органов власти, кредитных и страховых учреждений будет являться основным инструментом и источником эффективной модернизации жилищного и коммунального хозяйства.

 

 

 

Юрий ПАВЛЕНКОВ,

 

начальник отдела развития предпринимательства в сфере городского хозяйства МЦРП, член Совета Минрегионразвития РФ по малому и среднему предпринимательству

Архив новостей.